Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Яндекс.Метрика

Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год

Олимпиады, конкурсы, конференции, соревнования:

Грантовая поддержка

Всероссийская олимпиада школьников

Информация по организации работы

с высокомотивированными детьми

в образовательных учреждениях  Сладковского района

Работа с высокомотивированными детьми, по мнению педагогических коллективов Сладковского района, – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по развитию творческого потенциала детей и подростков, проявляющих общие интеллектуальные, академические, художественные и артистические, психомоторные способности, демонстрирующих продуктивное мышление и способности к лидерству.

В ходе реализации муниципальной программы «Основные направления развития образования Сладковского муниципального района на 2016-2018 годы» организация работы с высокомотивированными детьми осуществляется комплексно через ряд направлений, это:

- реализация школьных программ «Одаренные дети»;

- деятельность муниципальных стажировочных площадок по работе с одаренными детьми (МАОУ Маслянская и МАОУ Сладковская СОШ);

- реализация муниципального задания по предоставлению услуг дополнительного образования в сфере военно-патриотического воспитания (МАОУ Маслянская СОШ);

- функционирование муниципальной очно-заочной сетевой школы;

- организация муниципальных конкурсов по представлению достижений обучающихся и коллективов («Ученик года», «Класс года», конкурс грантовой поддержки одаренных детей и подростков Сладковского района (Грант Главы района), торжественное мероприятие «Мы – будущее России» (чествование достижений личностного и коллективного роста по итогам года));

- система тематических смен в МАУ ДО ДООЦ «Прометей» во время каникул (осенних, зимних, весенних, летних) и в рамках программ выходного дня;

- организация тематических занятий гуманитарного и естественно-научного цикла сетевыми педагогами (в течение года и во время каникул);

- организация дополнительного образования, внеурочной деятельности, школьных научных обществ.

Реализация школьных программ «Одаренные дети».

Работа с одаренными детьми осуществляется в каждом ОУ по целевым  программам «Одаренные дети», основные цели которых:

- создание благоприятных условий для развития высокомотивированных учащихся через оптимальную структуру общего и дополнительного образования;

- формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 Деятельность муниципальных стажировочных площадок по работе с одаренными детьми (МАОУ Маслянская и МАОУ Сладковская СОШ).

  МАОУ Маслянская СОШ работает по программе «Одаренные дети» (2015-2017 гг.).

Задачи:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

В работе с педагогами акцент сделан на:

- разработку и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организацию школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержку руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Направления работы муниципальной стажировочной площадки по работе с высокомотивированными детьми на базе МАОУ Сладковской СОШ:

-Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, организация самовоспитания и саморазвития учащихся.

-Повышение профессионального уровня педагогов, овладение ими технологиями работы с одаренными детьми при организации учебно-воспитательного процесса; организации внеклассной работы по учебным предметам; организации дополнительного образования.

-Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

-«Организация работы с педагогами, работающими с высокомотивированными детьми», тема формируемого опыта -  «Организация работы учителя с интеллектуально мотивированными детьми в условиях сельской школы с учетом агротехнологической направленности».

Обеспечено участие в областном проекте «Агроцивилизация»:

I – этап в МАОУ  Маслянская СОШ;

II – этап в МАОУ Сладковская СОШ, основная цель которого -  поднятие престижа сельского образа жизни.

 

Задачи проекта:

-Просветительская работа, направленная на приобретение знаний школьниками о будущем села, о возможностях развития сельского поселения, аграрного производства и создания собственного бизнеса;

-Информирование школьников, проживающих в сельской местности,  о возможностях президентской библиотеки, а также их обучение пользоваться фондами библиотеки в режиме отдаленного доступа;

-Ранняя профориентационная работа.

-Презентация вуза.

     Цель деятельности школ - создание образовательного пространства школьных округов, обеспечивающего комфортные условия для разностороннего развития детей, повышения качества образования, профессионального роста педагогов.

        Результаты работы с высокомотивированными детьми демонстрируются в ходе единых муниципальных методических дней.   В рамках реализации проекта «Стратегия успеха» по направлению – формирование финансовой грамотности – общеобразовательные учреждения Сладковского района приняли активное участие в мероприятиях, которые стали традиционными в планах организации учебной и внеурочной деятельности школ:                 

 - Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях»;

- Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;

- Всероссийская олимпиада по финансовому праву и основам потребительских знаний для старшеклассников;

- Всероссийская акция «Потенциал России – школьники за предпринимательство»;

- Всероссийская дистанционная олимпиада для учащихся 2-11 классов, по результатам которой обучающиеся были зачислены в Национальную Академию Предпринимательства в качестве слушателей;

- Всероссийские единые уроки: «Предпринимательство. Предприниматели», «Ты - предприниматель»;

- Неделя предпринимательства.

 

За 1 полугодие 2017 года возможность проявить себя была предоставлена школьникам в таких мероприятиях, как областной марафон фестиваля песен «Самый поющий класс», областные соревнования по шахматам «Белая ладья», областная военно-спортивная игра «Граница - 2017», областной слет юных экологов.

Организация тематических занятий гуманитарного и естественно-научного цикла сетевыми педагогами (в течение года и во время каникул) осуществлялась согласно плану работы с высокомотивированными и способными обучающимися Сладковского муниципального района на 2016-2017 учебный год.

 Приоритетные направления работы с высокомотивированными детьми:

- развитие духовно-нравственных основ личности высокомотивированного ребенка, формирование системы ценностных ориентаций;

- создание условий для развития творческой личности на основе принципов педагогики поддержки;

- развитие индивидуальности высокомотивированного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие кругозора и целостного миропонимания;

- использование опыта работы с высокомотивированными детьми для обеспечения доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися.

Формы работы:

- очные и дистанционные (с использованием системы Lync), выездные занятия в рамках муниципальной «Сетевой школы» - 1 раз в месяц;

- очные и дистанционные (с использованием системы Lync) занятия сетевых педагогов в рамках работы регионального Центра по работе с одаренными детьми – в соответствии с оговоренным количеством часов.

Реализация сетевого проекта «УЧИМСЯ у российского кино»

В сентябре-декабре 2016 г. для обучающихся была организована деятельность  школьного TV в каждом образовательном учреждении (создание актива и материальной базы), проведение тематических киноперемен (мультперемен), внедрение видеосюжетов в конкурсные  мероприятия. Для родителей были проведены родительские лектории «Семейная кинопедагогика», родительские собрания с использованием видеосюжетов из жизни общеобразовательных учреждений. Педагогами были созданы базы «Фильмы для школы, детского сада» с учетом содержания предметного образования и воспитательной работы, постоянное использование кинопедагогики в повседневной практической деятельности.

2017 год – Год экологии, поэтому в план включены следующие мероприятия:

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Профилактическая работа с учащимися, направленная на пропаганду правил пожаробезопасного поведения в лесу

 

Май-октябрь 2017

ОУ (классные руководители)

2

Школьный и муниципальный этап областного форума «Шаг в будущее» (секция Экология)

Февраль - апрель 2017

ОУ, отдел образования

3

Фотовыставка «Особо охраняемые природные территории Сладковского района»

Сентябрь 2017

ОУ, отдел образования

4

Всероссийская акция «Дерево Победы»

1 -31 мая 2017

ОУ

5

Проведение трудового экологического десанта школьников

1 -31 мая 2017

ОУ

6

Областной конкурс «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»

Октябрь 2017

ОУ

7

Акция «Зеленый автобус» (размещение детских рисунков в школьных автобусах)

1-31 мая 2017

ОУ

8

Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Октябрь-ноябрь 2017

ОУ, отдел образования

9

Выставки книг в школьных библиотеках, посвященные году экологии

 

В течение года

ОУ

10

Областной слет школьных лесничеств

Сентябрь 2017

Отдел образования

11

Выпуск школьных газет, посвященных Году экологии

Январь-февраль 2017

ОУ

12

Муниципальный смотр-конкурс педагогического мастерства «Мастерская мастер-классов»

 

Январь 2017

Отдел образования

13

Всероссийский конкурс сочинений, посвященный Году экологии

Август-сентябрь 2017

ОУ, отдел образования

14

Муниципальный заочный конкурс экологических проектов

Апрель 2017

ДОУ, отдел образования

15

Заочный конкурс презентаций уголков природы

Март 2017

ДОУ, отдел образования

16

Тематические мероприятия в ДОУ «Эколята»

В течение года

ДОУ

17

Заочный конкурс проектов для педагогов «Благоустройство прогулочного участка на территории детского сада»

Май-июнь 2017

ДОУ, отдел образования

 

 

 

 

 

Организация муниципальных конкурсов по представлению достижений обучающихся и коллективов

 В Сладковском районе сложилась система мероприятий, демонстрирующий личностный рост дошкольников и школьников. В заочном этапе конкурса «Ученик года» оцениваются результаты учебной и творческой деятельности школьников на основе представленного школой и участником портфолио, в очном этапе представляется Визитка школьника и осуществляется защита проектной работы по определенной условиями конкурса теме.

Ежегодный конкурс «Класс года» уже четвертый год носит многодневный характер (на базе МАУДО ДООЦ «Прометей»), что позволяет определить степень самостоятельности, сплоченности классного коллектива в ходе цикла мероприятий «Классный тимбилдинг «командообразование)».

 Конкурс грантовой поддержки одаренных детей и подростков Сладковского района (Грант Главы района) подводит итоги личностного роста обучающихся по окончании обучения на определенной ступени: в День защиты детей озвучиваются имена победителей среди дошкольников (выпускники ДОУ) и младших школьников (4 классы), на Торжественном приеме Главы района чествуются победители конкурса из числа выпускников основной (9 классы) и средней (11 классы) школы.

Предусмотрено наличие победителей и призеров в каждой возрастной номинации по следующей структуре: «Абсолютный победитель», «1 место», «2 место», «3 место» («Абсолютный победитель» - дошкольник либо школьник, набравший наибольшее количество баллов и показавший достижения в максимально возможных видах деятельности, т.е. показавший разносторонние интересы).

Торжественное мероприятие «Мы – будущее России» (к Дню Конституции) дает возможность чествования достижений личностного и коллективного роста по итогам года среди спортсменов, волонтеров, организаторов самоуправления, победителей предметных олимпиад, кружковцев и др. Предусмотрено награждение детских коллективов, показавших значительные результаты деятельности за год, номинируются лучшие кружки, спортивные секции, активы библиотек, музеев, клубов, органы детского самоуправления,   волонтерские, тимуровские, военно-мемориальные, добровольческие отряды, школьные СМИ, в том числе школьное телевидение и иные детские объединения.

Кроме того, сложилась практика реагирования на достижения обучающихся через сайты образовательных организаций, отдела образования, администрации района.

Система тематических смен в МАУДО ДООЦ «Прометей» во время каникул (осенних, зимних, весенних, летних) и в рамках программ выходного дня.

          В системе образования Сладковского района МАУДО ДООЦ «Прометей» рассматривается,  как некая база для интеграции и консолидации усилий отдельных образовательных учреждений в развитии различных направлений дополнительного образования, дающая возможность в ходе организации итоговых культурно-образовательных программ создать единую образовательную среду района, позволяющую детям видеть и самим демонстрировать образцы высоких достижений в избранных направлениях творчества, педагогам – повышать уровень методической подготовки по вопросам организации дополнительного образования, системе образования Сладковского района – создавать материально-техническую и кадровую базу дополнительного образования детей.

          Одновременно с этим в  каникулярные периоды решается задача доступного отдыха и оздоровления в пределах своего района.

          Диапазон предоставляемых услуг – смены каникулярного отдыха, тематические смены по направлениям дополнительного образования, программы выходного дня (для кружков, классов, в том числе классов нового набора, иных детских объединений), районные массовые культурно-досуговые мероприятия, в том числе слеты.

          Ведущая идея программы социально-педагогического направления деятельности МАУДО ДООЦ «Прометей» - непрерывность дополнительного образования.

          Цель: создание условий для творчества и продуктивного межличностного общения детей и педагогов.

Задачи:

- обеспечить реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;

- расширить диапазон предоставляемых услуг с учетом места ДООЦ в муниципальной модели непрерывного дополнительного образования детей.

 

Организация дополнительного образования, внеурочной деятельности, школьных научных обществ.

В образовательных учреждениях Сладковского района при организации дополнительного образования и внеурочной деятельности планомерно расширяется диапазон форм работы, осуществляется персонифицированный учет занятости (100%), широко используются возможности межведомственного взаимодействия (спортивная школа «Темп», МАУДО ДДТ «Галактика». Районный музей, музеи образовательных организаций, районная детская библиотека, центр физкультурно-оздоровительной работы, сельские Дома культуры и библиотеки и др.), что позволяет наращивать опыт творческой деятельности, практической значимости дополнительного образования.

Школьные научные общества ОУ Сладковского района созданы с целью выявления и поддержки интеллектуально мотивированных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности в образовательной организации.

 Задачи ШНО:

- формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

- развивать познавательную самостоятельность у учащихся;

- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике разработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

- использовать метод презентации исследовательской работы;

- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

- формировать единое школьное научное общество со своими традициями;

- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов ШНОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.

         Результаты деятельности школьных научных обществ демонстрируются на мероприятиях образовательных организаций (детских садов и школ), базовых школ, на районной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

         Педагогические коллективы образовательных организаций Сладковского района стремятся к комплексному подходу в организации работы с высокомотивированными детьми.

При взаимодействии с социальными партнерами используются, проверенные временем, формы работы. Так, спортивная школа «Темп» по запросу образовательных организаций практиковала выезды в школы с мастер-классами по различным видам спорта, МАУДО ДДТ «Галактика» обеспечивает деятельность  кружков и секций,  как филиалов своего учреждения), специалист по молодежной политике отдела культуры, спорта и работы с молодежью курирует работу  волонтерских отрядов, районная и школьные библиотеки  демонстрировали различные передвижные выставки в ОУ Сладковского района.

 

 

Среди вопросов, требующих решения:

                - расширение участия одаренных учащихся в творческих конкурсах,   выставках, олимпиадах, спортивных состязаниях;

          - создание условий для реализации личных творческих способностей одаренных  детей  в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;

 

         -  повышение квалификации педагогов школ, участвующих в работе с одаренными детьми.