Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Яндекс.Метрика

С верой по жизни /духовная культура родного края/

История появления церквей в Сладковской волости

Церковь села Сладково

На карте России Сладковская волость как административная единица Ишимского округа Тобольской губернии появилась в 1797 году по указу императора Павла I. (Малышев ЗС).

В 1793 году Тобольским архиепископом была удовлетворена просьба крестьян  Сладковской волости  о строительстве храмов в деревне Сладкой. Население волости составило к этому времени 2100 человек. Заселена была крестьянами из деревень Абатской, Воровской, Красноярской, Афонькинской волостей. Переезжая на новые места жительства, поселяне оставались прихожанами своих церквей, что вызывало значительные неудобства: для исполнения обрядов приходилось совершать поездки иногда за несколько верст до своей церкви. Крещение младенцев совершалось спустя несколько лет после рождения, отпевание умерших также проходило не в срок, были проблемы с похоронами. Вот эти мотивы и были изложены главному архипастырю Сибири – Варлааму. В 1796 году Святейшим Синодом была дана благословенная грамота, в июне осуществлена закладка. Здание сооружено в восточной части деревни. Церковь строилась из соснового леса заготовленного в 1793 -1794 гг. в отдаленных северных волостях Ишиского округа. В 1799 году строительство было завершено. Храм освещен в 1796 году. Клир его был невелик.(Газета трудовое знамя  №29 от 16 ноября 1996 года Церковь села Сладково)

В  50-е гг. 19 века деревянная церковь сгорела в большой пожар, охвативший село.

Стараниями И. Зубова, А. Лепехина было начато строительство каменного храма в 1857 году. Это был уже обширный трехпредельный храм. К главному престолу во имя Рождества Христова были выстроены два придела: первый во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – святого Митрофана Воронежского. Новая церковь строилась в 300 метрах на взгорке за кладбищем старой церкви. Для изготовления кирпича были оборудованы сараи, где приглашенные мастера из Ишима и Петропавловска заготавливали кирпичи. .(Газета трудовое знамя  №29 от 16 ноября 1996 года Церковь села Сладково)

Потребовалась три года и новое здание храма,  украсило село. Оно построено по типичной для Западной Сибири «трапезной» схеме, т.е. состояло из двух помещений: главного летнего и трапезного зимнего теплого. Их венчал общий обширный купол с главной  увенчанной кованным железным крестом с четырьмя малыми главками по краям купола. С  западной стороны к храму примыкали кирпичная колокольная со звонницей. Перед нею со стороны села устроена была паперть крыльцо, а внутри первого этажа колокольни помещался притвор.  Церковь с трех сторон окружили приделы: с востока - во имя Рождества Христова, юга и севера – святых Петра и Павла, святителя Митрофана Воронежского. Такое архитектурное оформление было выразительным, хорошо вписывалось в окружающий пейзаж. Сладковская церковь была первой и единственной каменной культовой постройкой в нашем крае. .(Газета трудовое знамя  №29 от 16 ноября 1996 года Церковь села Сладково)

С увеличением населения в приходе до 10 тысяч человек помещаться в зимнем приделе стало невозможно. В 1908 году  решено было расширить площадь храма, оконные проемы над приделами, ибо в церкви « слишком мало световых лучей почему стоит полумрак», заменить главный купол, который пришел « в ветхость и неприглядность», отремонтировать печи, так как « каждогодно промерзают углы стен, что  вызывает опасения за их прочность». Большую часть расходов  крестьяне обещали уплатить из своих средств. Но просили дополнительно  1800 рублей из свободных церковных сумм. Омская консистория положительно рассмотрела все эти документы, направила их в строительное отделение Тобольской губернии.( «Омская епархия» выпуск 4, Омск 1892 г. стр.20)

          В декабре 1912 г. нашли и подрядчика. Подряд взял крестьянин села Далматова Красноярской волости Сергей Паромонович Свиридов. Кирпич подрядчиком вырабатывается на месте для чего просил «отвести потребное количество земли, пригодной для его выработки». Церковь клалась из кирпича ожелезненного известковым раствором, кирпич в стенах ложился на цементном растворе. Изготовлено было 7 железных крестов с шарами, позолота которых обошлась мирянам в немалую по тем временам сумму 510 рублей. Здание от подрядчика принимали председатели и члены комитета по переустройству с участием Ишимского городского архитектора Н.Юшкова. 11 октября 1914 г. храм  был подготовлен для освещения. (архив Ишима)

«Диво дивное вознеслось тогда над Сладким» - вспоминали позднее старожилы. В лучах восходящего солнца колокольня с сияющим позолотой крестом видна была в Остропятово, а при заходе – в Кочкарном. Колокольный звон был слышен на десятки верст в окрестностях». (ПИА)

Начинались сложные и тревожные времена. В феврале 1917 свершилась вторая революция. Временное правительство потребовало духовенства изменить записи в метрических книгах в связи с отменой сословий. С 10-13 марта 1917 года в церковных документах появилось слово «гражданин». В 1918 год произошло установление советской власти. А затем с июня 1918 года по ноябрь 1919 год шла Гражданская война. В селе осуществлены были массовые расстрелы. 24 ноября 1919 года с приходом красных состоялись похороны убитых в братской могиле. Отпевание убиенных совершали псаломщик Мутилин и священник Василий Максимов, о чем была сделана соответствующая запись в метрической книге. Последний раз иереи Сладковской церкви упоминаются в конце декабря 1919 года. Настоятель А.Миролюбов, священник В.Максимов, Георгий Яковлев и Николай Виноградов. С 1920 года запись в метрических книгах совершал один лишь псаломщик Мутилин, да изредка заезжие сторонние священники (Николай Парфенов). Регистрация актов гражданского состояния была передана волисполкому, образован отдел ЗАГС (1921год). Храм был закрыт официально в 1935 году, разграблен и значительно разрушен.(Архив Сладково)

Церковь села Усово

Усовская церковь была открыта благословением архиепископа Тобольского Сибирского Варлаама первоначально в деревянном исполнении. Приход состоял до 90-х гг. 19 века из жителей села Усова, деревень Красивое, Пелевино, Мало-Песьяново, Б.Куртал, М.Куртал, Таволжан и Лебяжки. Под кладбище отведено было место в 3 верстах к северу от села. Внешний и внутренний вид храма не сохранился.

Клир был невелик: священник, дьякон и пономарь. Во второй половине 19 века увеличивается приток переселенцев  в Сладковскую волость. Один за другим возникали новые поселки (Александровский, Михайловский, Васильевский, Ново-Казанский и др.), число прихожан возрастало в десятки раз. В 1895 году образована Усовская волость(МЗС). Усово стало волостным центром. Церковно-приходское училище было передано в ведомство министерства народного просвещения.  Это произошло в 1900 году. В селе открыта была министерская школа и первой учительницей ее воспитанников стала Селиверстова Екатерина Васильева.(МЗС). По настоятельной просьбе прихожан храм был подвергнут реконструкции, капитально обновлен и заново освящен. Сохранилось лишь описание входа: к притвору была пристроена высокая паперть из кирпича с украшавшим ее портиком фронтонного классического типа и двумя колонами греческого  ордера, подпирающими верхнюю часть конструкции - антаблемент. На фризе помешался храмовый образ – икона. Последний раз притч Усовской церкви в полном составе упоминается в 1919 году: настоятель Яков Гаврилович Ансеров, дьякон Василий Канчинский и псаломщик Михаил Гаврилович Ансеров.  

Александровская церковь

 Первое официальное название современного села Александровское– поселок Слободской: «Слободской образованная деревня российских переселенцев при пруде. 58жителей (30мужского пола,28 женского), 10 дворов»-такова запись в ведомости подсчета населения по Ишимскому округу.  Но уже спустя несколько лет оно было переименовано в поселок Александровский. И это переинование было убедительно обосновано. Население его настояло на новом названии, и органы государственной власти вынуждены были с этим согласиться.


           Доказательства были следующие: оказывается, переселенцы ехали в Сибирь не скопом, кто как может, а партиями под руководством сопровождающих чиновников или с соответствующими документами – приходными свидетельствами. И выезжали они с родных мест организованно. Их провожали остающиеся родственники, соседи, местное начальство «На дорогу при волостной церкви служили обязательно молебен, давали благословение на трудный и дальний путь, нередко икона святого для пущего бережения». Такой святыней для одной из переселенческих партий была икона Александра Невского – причисленного к лику святых – русского князя и полководца. Образ его первоначально хранился в доме одного из уважаемых крестьян, затем при просьбе поселян освещено было выбранное место и построена часовня во имя Александра Невского. Она упоминается в «Списке населенных мест Тобольской губернии за 1904 год». Это обстоятельство и позволило жителям только что заведенной деревни настоять на переименование ее.

            Крестьяне мечтали о сооружении собственного храма в деревне. Они обратились к Усовскому священнику Я.Г. Ансерову и благочинному Ксенофонту Дюкову с прошением от сельского схода. Принципиальное согласие, как сейчас говорят, было получено. На постройку нового храма выделено было из фонда Александра 3 – 5 тысяч рублей. Да Курганский купец Федор Смолин обещал пожертвовать одну тысячу. По смете же строительство обходилось в 14 тысяч. Тогда недостающую сумму решено было собрать путем добровольных пожертвований среди окрестного населения.

На деревенском сходе выбран был сборщик Ион Иванович Субботин. Требовалось по существовавшим правилам утверждение его консисторией и вручение ему специальной книги, заверенной – сборной книжки. 23 марта 1907 года благочинный Дюков обратился по этому вопросу в Омскую духовную консисторию. Приложив к своему рапорту соответствующий договор Александровского сельского общества от 6 декабря 1906 года. Консистория внесла решение «согласно ходатайства благочинного и приговора крестьян поселка Александровского о сборной книге и сборщике Субботине ндлежность с предписанием ознакомить сборщика с правилами сбора по возможности, наблюдать за выполнением оных, а по окончанию срока книгу представить в консисторию на ревизию. За изготовление уплатить один рубль. Подлинный подписали члены консистории протоирей Никольский, священники Правдин, Александров, Соколов».

 Церковь была построена в деревянном исполнении и освещена во имя Св. Александра Невского. Первым настоятелем его был Тарас Попов, должность псаломщика исполнял Брюханов. В 1916 году священником Александро-Невской церкви был Андрей Нечаев, псаломщиком до 1918 года. Павел Карпов дьяконом Самсон Копылов, псаломщиком Серафим Северостоянов. Последний раз Александровский храм упоминается в декабре 1919 года: священник Василий Скворцов, псаломщик Виктор Быкин.

Новоказанская церковь

Поселок, основанный переселенцами на озере Белкино в 1896 году первоначально назывался по отведенному участку Белкинский. Но уже первая Всероссийская перепись населения 1897 года именует этот поселок Ново-Казанским. Название ему дано в память иконы Казанской Божьей Матери.(МЗС)

Принесен ли был образ Богородицы Казанской переселенцами с Родины с собой или вручен был им во время молебна по случаю благополучного прибытия неизвестно. Более склонен считать, что эта святыня была вручена переселенцам причтом Сладковской церкви, который совершал первый благодарственный молебен в память основания деревни, о чем имеются архивные подтверждения. Этот молебен совершался накануне летней Казанской (21 июля) именуемой в церковных богослужениях Явлением иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Церковь в Новоказанке освещена была в 1915 году во имя икон Казанской Богородицы. Здание храма было деревянным. Священником его назначен  Дмитрий Лепехин, псаломщиком Василий Полторанин. Исполняли они свои духовные обязанности до конца 1919 года, а затем вынуждены были прекратить богослужение, чем крестьяне остались крайне недовольны. Дело в том, что новая власть получила распоряжение правительства об изъятии из церквей святых предметов. Изделия из золота и серебра были сразу же конфискованы, а без них совершать богослужение стало практически невозможно. Официально Богородице Казанская церковь закрыта в середине 30-х годов. Здание ее приспособлено под местную школу.

Задонская церковь

Первые переселенцы из Задонского уезда Воронежской губернии привезли с собой на Темнинский участок иконы, среди которых  была высокочтимого на них родине свято Тихона задонского, память которого отмечается нашей церковью 26 августа. К 1912 году в поселке Темнинском была построена и освещена часовня, а к 1915 году деревянная церковь во имя Тихона Задонского. В связи с этим событием поселок переименовали официально в село Задонское. В нем проживало тогда 880 человек и было 157 дворов. Первым священником стал Александр Семенович Гаврилов, а должность псаломщика исполнял Скворцов. Священнослужители часто менялись. Через год священником стал Шерстобитов, псаломщиком Прохоренко. Последним иереем задонской церкви с 15 октября 1919 года был Николай Виноградов.

Свято – Тихоновская церковь прекратила свою деятельность в начале 1920 года. В доме псаломщика разместилась местная школа. Учителями ее назначены были Арендырский и Мутилин. А спустя 15 лет и само здание церкви передано школе.

Ново-Николаевская церковь

Вопрос о строительстве церкви в поселке Беляевском был поднят крестьянами в начале 20 века. Хлопотали они совместно с переселенцами-основателями. Пока писались прошения, новоселы собрали средства путем добровольных пожертвований среди односельчан. К 1907 году накопилось 5 тысяч рублей, что вполне хватило для постройки здания, но нужны были средства на иконостас и церковную утварь и богослужебные книги. Летом того же года на совместном сельском сходе двух деревень решено было обратиться с прошением к духовному управлению о выдачи сборной книги для пожертвований на означенные цели. Утверждены были и сборщики: от поселка Вакорино. Вакоринского Пимен Ульянович Кныш, от Беляевского Григорий Григорьевич Перекидайлов. 16 сентября благочинный Дюков запросил Омскую духовную консисторию об этом, присовокупив от себя: у общества немноголюдного и небогатого, особенно ныне по случаю неурожаев средств местных не находится. Далее он писал: просьба соединенного схода обществ о выдаче сборной книги нахожу заслуживающий уважение.  

9 октября 1907 года консистория утвердила представленные документы и вынесла решение выдать сборную книгу на один год. Пока сборщики собирали пожертвования по окрестным деревням шла подготовка к строительству. Храм строился медленно. В 1914 году здание еще не было готово. Церковь освещена лишь в 1915 году. Во имя Николая Чудотворца – второго после господа бога заступника от всех бед и несчастий покровителя земледелия и скотоводства. Священниками ее стали Динков и Антонюк, псаломщиком Данильченко. Приход состоял из крестьян Ново-Николаевки, Васильевки, Рождественки, Малого Куртала и Вакорино. В 1919 году приход возглавлял священник Касторский, псаломщиком был Добряков. Свято-Николаевская церковь прекратила свою деятельность в начале 1920 года.

 Таволжанская часовня

Сведения о Таволженсккой часовне мы черпаем из воспоминаний краеведа района Малышева В.Н.: «В Перми мной получена была из Москвы книга, содержавшая описание наших деревень 1868-1896гг., в которой против Таволжана имелась пометка «имеется одна православная часовня». В 1959 году, получив направление в Сладковскую школу, летний отпуск решил использовать в Омском архиве. Делая выписки из документов постарался узнать о Таволжанской часовне. И снова в одном из объемистых дел, где подшиты были мистические сведения по Ишимскому округу за 1857 год», сообщалось: « в Таволжане – 1 часовня». Наконец, в Ленинграде, в центральном архиве, обрабатывая « Ведомости подсчета населения Ишимского округа первой Всероссийской переписки 1897 года» встретил упоминание о ней. Последний раз часовня зафиксирована в « Списке населенных мест Тобольской губернии» за 1912 год.».

Итак, на протяжении 65 лет различного рода источники  утверждали о наличии культового памятника в этой деревне. В честь какого то события он был посвящен до сих пор неизвестно. Неизвестна и дата постройки. Поэтому любые сведения о ней представляют определенный интерес, так как эта часовня была самым древним и, вероятно первым такого рода сооружения в наших местах.

Бековский молитвенный дом

Бековский молитвенный дом был открыт в 1917 году. Его обслуживали служители Сладковской церкви: священник Поплавский и псаломщик Шереметь.

Заведена была отдельная метрическая книга. Есть сведения, что начали строить церковь. Между тем закончилась гражданская война и установилась советская власть. Надежды крестьян потерпели крах. Поплавский исполнял обязанности до конца 1919 года и дальнейшая судьба его неизвестно.

Покровский молитвенный дом

О нем мы располагаем самые скудные сведения. Молитвенный дом в Покровке функционировал всего лишь год. Обязанность псаломщика исполнял Виктор Горемыкин, священником был Василий Кангин. В декабре 1919 года священником стал Будрин, а в начале 1920 года молитвенный дом прекратил свою духовную деятельность.

Итак, с первых десятилетий  образования Сладковской волости на её территории действовало шесть  храмов:  в селе Сладкове, Усове, Ново-Николаевке, Александровке, Задонке и Новоказанке, два молитвенных дома и часовня. В настоящее время ни один храм не сохранился. Большая часть была варварски разрушена, один обращен в склад, один в клуб, в двух открыты школы. В настоящее время сохранены фрагменты зданий Усовской и Сладковской церквей.



"Духовные центры Сладковской волости" (текст)

"Духовные центры Сладковской волости" (презентация)