Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Яндекс.Метрика

МАОУ  Садковского района Сладковская СОШ

  

 

I.   Общие положения.

 

1.1.  Библиотека является структурным подразделением МБОУ «Байгильдинская СОШ», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами.

1.2.  Деятельность библиотеки школы (далее – библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании школы.

1.3.  Цели библиотеки школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.4.  Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Тюменской области, админстрации Сладковского муниципального района ,Уставом школы, данным положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

1.5.  Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 

1.6.  Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем школы.

1.7.  Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.8.  Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно гигиеническими требованиями.

 

 

II.  Основные задачи

 

2.1.   Основными задачами библиотеки являются:

          а)   обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио-и видеокассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

          б)   воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала;

           в)   формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

           г)   совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

 

III. Основные функции

 

3.1.  Для реализации основных задач библиотека:

а)     формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

              б)     создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

             в)    осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: 

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

 

               г)    осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам разделам и темам;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
    • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
    • осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;
    • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
    • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
    • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 

 

IV.Организация деятельности библиотеки.

 

 Наличие укомплектованной библиотеки в школе. Частичная централизация  библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу районного отдела образования.

4.1.  Структура библиотеки, помимо традиционного отдела (абонемент)  может включать читальный зал, отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и т.д.

4.2.  Библиотечно - иформационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. 

4.3.  Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документами.

4.4.  В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:

  • Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
  • Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности в соответствии с положениями СанПиН;
  • Современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми продуктами;
  • Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.5.  Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.6.  Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

4.7.  Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

4.8.   В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с  другими библиотеками школ района и библиотеками районной ЦБ.

 

 

  1. V.    Управление. Штаты.

 

5.1.  Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

5.2.  Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

5.3.  Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

5.4.  Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем школы, может являться членом педагогического коллектива  и входить в состав педагогического совета школы.

5.5.   Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам Канашского РУО, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

5.6.  Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю школы на утверждение следующие документы:

а)   положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б)   структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о библиотеке школы с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 3.02.1997г. № 6);

в)   положение о платных услугах библиотеки;

г)   планово-отчетную документацию;

д)   технологическую документацию.

    5.7.   Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется     ее Уставом.    

5.8.   На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие      

                необходимую профессиональную подготовку, соответствующую 

                требованиям квалификационной характеристики по должности и

                полученной специальности, подтвержденную документами об

                образовании и (или) квалификации.

5.9.  Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.10.         Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

 

 

                               VI.   Права и обязанности библиотеки.

 

6.1.   Работники библиотеки имеют право:

а)   самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и положении о библиотеке школы;

б)   проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в)   определять источники комплектования информационных ресурсов;

г)   изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д)   определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными руководителем школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е)   вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки, за дополнительную работу (за работу с учебниками), не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда 12% от МРОТ;

ж)   участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

з)   иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;

и)   быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к)   участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

                   6.2.  Работники библиотек обязаны:

                  а)   обеспечить пользователям возможность работы с 

                   информационными  ресурсами библиотеки;

                  б)   информировать пользователей о видах предоставляемых

                   библиотекой услуг;

                  в)   обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

                  г)   формировать фонды в соответствии с утвержденными 

                   федеральными  перечнями учебных изданий, образовательными

                   программами общеобразовательного учреждения, интересами,

                   потребностями и запросам  всех категорий пользователей;

                  д)   совершенствовать информационно-библиографическое и

                  библиотечное обслуживание пользователей;

                  е)   обеспечивать сохранность использования носителей

                  информации, их систематизацию, размещение и хранение;

                  ж)   обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями

                    пользователей и работой школы;

                  з)   отчитываться в установленном порядке перед руководителем

                    школы;

                  и)   повышать квалификацию.

 

 

VII.      Права и обязанности пользователей библиотеки.

 

7.1.  Пользователи библиотеки имеют право:

а)   получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б)   пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в)   получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г)   получать во временное пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д)   продлевать срок пользования документами;

е)   получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж)   получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з)   участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и)   обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю школы.

 

7.2.  Пользователи библиотеки обязаны: 

а)    соблюдать правила пользования библиотекой;

б)   бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в)   поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;

г)   пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д)   убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь

е)   расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

ж)   возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з)   заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и)   полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

 

7.3.  Порядок пользования библиотекой:

а)   запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

б)   перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в)   документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г)   читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

 

7.4   Порядок пользования абонементом:

          а)   пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не  более двух документов одновременно;

          б)   максимальные сроки пользования документами:

          -   учебники, учебные пособия – учебный год;

          -   научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 

              месяц;

          -   периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;

          в)   пользователи могут продлить срок пользования документами, если

          на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5 Правила пользования школьными учебниками:

 а). Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный в школьной библиотеке.

 б). Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную).

 в). Учащиеся обязаны возвращать учебники в опрятном виде. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.)

 г). В случаи порчи или утери учебников учащиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.