Стадии формирования химической зависимости у несовершеннолетних.
Первый этап (до 7 лет) – сенсомоторный: развитие негативных черт характера, психопатических и невротических расстройств, которые определяют мотивы начала наркотизации. Появление у ребенка игр, действий и поступков по типу подражания взрослым, включая воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания. Нарушение формирования и дифференцирования сложных поведенческих актов, способности формулирования, изложения и обоснования собственных мыслей, искажение представлений о действительности. Возникновение негативных эмоциональных реакций: протеста, негативизма, демонстративного поведения, озлобленности. Демонстрация в среде ровесников поведения напоминающего поведение родителя, употребляющего психоактивные вещества. Появление набора усвоенных форм поведения, именуемых как созависимость.
Второй этап (с 7 до 12 лет) – первые попытки употребления наркотиков и алкоголя. Освоение приемов использования конкретных наркотических препаратов. Возможность формирования представления о безопасности наркотизации. Своевременное выявление факта использования наркотиков и предотвращение их дальнейшего употребления – главная задача родителей и педагогов на этом этапе.
Третий этап приобщения к психоактивным веществам (с12 до 14 лет) – идеаторный, рассудочный. Формирование ядра наркотической потребности - прочувствование эйфорического эффекта. Возникновение представлений о положительной стороне наркотизации, возможности при помощи психоактивных веществ получать удовольствие. Отсутствие ощущений негативных последствий наркотизации. Необходимость специального контроля со стороны педагогов и родителей, препятствующего возможности дальнейшего использования наркотических веществ.
Четвертый этап (14 – 16 лет) – рефлексивный. Появление у несовершеннолетнего симптомов психологической зависимости. Снижение силы эйфорических ощущений. Использование наркотика для снятия неприятных ощущений. Значительные изменения эмоциональной, волевой и нравственных сфер. Резкое изменение характера отношений с родителями и друзьями, потеря значимости прежних увлечений и интересов. Сужение круга общения до группы, в которой происходит наркотизация. Необходимость специальной работы с несовершеннолетним психологов и медиков.
Пятый этап приобщения к психоактивным веществам – нозологический, начало формирования хронической болезни. Формирование физической зависимости от наркотика. Возникновение симптома абстиненции. Полное вытеснение прежних интересов, прекращение учебы. Необходимость реабилитации в условиях стационарного пребывания и дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.