Профилактика и предупреждение различных форм девиантного поведения и наркомании в детско-молодёжной среде
Девиантное поведение подростков рассмотрено как проявление нарушений социализации. Выявлена связь психологических особенностей восприятия подростками детско-родительских отношений и самооценки подростка; исследована возрастная динамика и тендерные особенности восприятия подростками родительской позиции.
Семья, как известно, играет ведущую роль в воспитании и развитии личности ребенка. Полноценная реализация функций семьи является условием благополучного психического и умственного развития детей. Особенности семьи: состав (полная или неполная, многодетная или однодетная и др.), структура семейных отношений оказывают влияние на формирование личностных особенностей ребенка. Семейное воспитание является воспроизведением в детях родительских духовно-нравственных ценностей. Стили семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский), различные типы семей, семейные отношения влияют на воспитание детей, их психическое развитие.
Основными психологическими причинами деформации семейного воспитания в семьях являются: отсутствие взаимопонимания, отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему, разрыв семейных связей. Причинами разрыва семейных связей между детьми и родителями могут быть: сверхзанятость родителей; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия); отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; незнание и непонимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст - возраст перехода от детства к взрослости. В психологических особенностях возраста отражается анатомо-физиологическая перестройка организма подростка. Развитие психики подростка в этот период (интеллектуализация восприятия, памяти, развитие абстрактно-логического мышления, развитие воли, эмоциональное развитие), физическое и половое развитие определяют противоречия психического развития данного возраста, которые необходимо учитывать в воспитании. На этот возраст приходится возникновение потребности в самооценке и начало развития самосознания. Появляется самооценка. При этом в 12-13 лет у подростков имеет место самонеприятие, самоотвержение.
Основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Возникающие в этот период конфликты со взрослыми вызваны их непониманием того, что подросток хочет быть самостоятельным, жить в соответствии с собственным (хотя и несовершенным) пониманием жизни. Родители требуют подчинения, у ребенка возникает протест и отчуждение. Общение родителей с ребенком должно строиться как дружеское взаимодействие, сотрудничество.
Общение в развитии психики подростка имеет важное значение. Свои психологические особенности имеет общение со сверстниками. Стремление к самоутверждению пронизывает межличностные отношение подростков в среде сверстников. Важно использовать это стремление для привлечения коллективного мнения в воспитательной работе. Организация развития в коллективе и через коллектив является обязательным условием воспитания подростков в социально-ценном направлении.
Важное значение в профилактике девиантного поведения в процессе развития личности подростков имеет включение их в позитивную деятельность и общение; знакомство с миром профессий, профориентация.
Таким образом, основой профилактики девиантного поведения должно стать развитие личности подростков, формирование у них позитивных личностных перспектив, образующих для подростков личностный смысл.