Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования
Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который приходит на смену федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:
– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объеди-нить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО (см. таблицу).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ |
ГРУППА УУД |
– инициативен, самостоятелен; – уверен в своих силах; – любознателен и т.п. |
личностные |
– активно взаимодействует со сверстниками; – способен договариваться; – хорошо понимает устную речь и т.п. |
коммуникативные |
– контролирует свои движения и управляет ими; – способен к волевым усилиям; – способен наблюдать, экспериментировать и т.п. |
регулятивные |
– знаком с книжной культурой и детской литературой; – обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, истории, математики и т.п. |
познавательные |
Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные от-личия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:
– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;
– результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивиду-альной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Четкое понимание существующих отличий во многом определяет специфику выстраивания деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), осуществляющих работу с детьми, и позволяет определить основные направления и задачи реализации преемственности ФГОС ДО И ФГОС НОО. Для дошкольной образовательной организации это:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль).
Для общеобразовательной организации это могут быть следующие задачи:
– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т.п.);
– приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов в первый год обучения.
Нормативные документы
Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
ПРОГРАММА "Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования. Год до школы"
«Преемственность в системе начального и основного общего образования»
Советы родителям
ФГОС ДОУ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Формы работы с родителями при подготовке детей к школе
Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ
Папка передвижка "Скоро в школу"
Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Страница 0 из 0