Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних

 

 

Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения

Районные профилактические программы

Об утверждении программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в Сладковском муниципальном районе на 2018-2020 годы»

Об утверждении муниципальной программы «Комплексная программа по профилактике правонарушений, проявлений терроризма и усиления борьбы с преступностью в Сладковском районе на 2017 - 2020 годы»

Об утверждении муниципальной программы «Комплексные меры профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в Сладковском муниципальном районе на 2019 – 2021 годы»

Примерное положение о постановке обучающихся и семей на внутришкольный учет

Порядок организации работы по факту совершения несовершеннолетними преступления

Методические пособия, планы, алгоритмы, рекомендации

Алгоритм адресной работы с несовершеннолетними, имеющими факты опасного общения в социальных сетях

Алгоритм работы специалиста муниципального органа управления образованием с образовательными организациями по профилактике опасного общения несовершеннолетних в социальных сетях

Профилактика аутоагрессивного поведения у детей и подростков

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Памятка для классного руководителя. Признаки эмоционального неблагополучия ребенка

Методические материалы для подготовки и проведения просветительских и профилактических занятий с детьми и подростками

Безопасность обучающихся 6-11 классов

Безопасность обучающихся 1-5 классов

Инструкция по систематизации документов для организации работы образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся

Рекомендуемые методики для изучения эмоционально-волевой сферы обучающихся

Методические рекомендации по проведению мероприятий по правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Методическое пособие - Модель механизма субъектной социализации

Школьные профилактические программы

План работы  базового кабинета  по проофилактике употребления ПАВ

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с подростками «группы риска» «Путь к себе»

ПРОГРАММА коррекционно - развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению «Я - первоклассник»

ПРОГРАММА адаптации обучающихся к школьному обучению основного общего образования «Первый раз в 5 класс!»

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»

Ссылка на видеоролик «Интернет дороже сына»  https://cloud.mail.ru/public/br2C/u7Tpb6NoH

Алгоритмы

Памятка для педагогов и психологов  по выявлению несовершеннолетних с патологическими формами поведения в условиях образовательных учреждений 

Памятка для подростков

Памятки для родителей

Рекомендуемые видеоматериалы. С июня 2016 года по настоящий момент командой Регионального проекта «Моя территория» реализуется социальный проект «Шанс» (шанс72.рф), направленный на профилактическую работу с несовершеннолетними, совершающими разовые противоправные деяния.

В ходе реализации проекта были созданы графические изображения и видеоматериалы, направленные как на подростков, так и на их родителей. Все видеоматериалы можно скачать по ссылке - https://yadi.sk/d/YUHM3ZER38YFuw.

Родительское собрание на тему «Я хочу, чтобы меня услышали!»

Родительское собрание на тему «Дети и родители. Как говорить на одном языке?»

ПРИКАЗ от 27 июня 2017 г. N 602 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Алгоритм действий в случае самовольного ухода несовершеннолетнего  из образовательного учреждения интернатного типа 

Алгоритм действий образовательного учреждения в случаях жестокого обращения среди несовершеннолетних и (или) в их отношении, суицида, попытки суицида

Комиссия по улегурированию споров

На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

- В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

  • имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

  • пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

  • во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

  • нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

  • имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

 беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

 встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

  «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

  • милосердие, доброта и здоровье;

  • природа и здоровье;

  • любовь и здоровье;

  • здоровье и успешная карьера;

  • мода и здоровье;

  • фигура и здоровье;

  • спорт и здоровье;

  • компьютерные игры и здоровье;

 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.

Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!