В помощь экскурсоводам и активистам музея

Рекомендации "Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы"

(по материалам http://www.rgkiu.ru/museum/9_04_09/rekomend.doc – 449 Кб)

Фондовая работа

Собрания всех музеев состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

К типу вещественные относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати.

Подчеркнем еще раз: ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

К типу письменные относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, профсоюзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

К типу изобразительные относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала.

К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются кинопленки, магнитные ленты. Их нецелесообразно включать в основной фонд музея по той же причине, что и негативы.

Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео -, квадро-).

Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото– и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.

Школьные музеи в фондовой работе руководствуются нормативными документами о фондах государственных музеев РФ. Юридическими документами в музеях Российской Федерации являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о предмете.

При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязательно заполняется графа “Сохранность”, где указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты и т. д. Если экспонат новый, то в графе “Сохранность” можно поставить отметку “полная”. Таких оценок, как “хорошая”, “удовлетворительная” и т. п. быть не должно. Акты заполняются в двух экземплярах.

При приеме предмета в музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После оформления акта его необходимо заверить у директора школы.

Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений (приложение 3). В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного управления образования) и подписываются ее руководителем.

При оформлении и заполнении книг поступлений необходимо помнить следующие правила:

1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.

2. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений.

3. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой.

4. После записи пропускают две строчки. Для того чтобы избежать исправлений в книгах поступлений, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом.

Шифрование предметов

Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на не экспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям. Что из себя представляет шифр?

Шифр – это сокращенное до первых букв название музея (например, музей истории школы – МИШ), далее ставится номер по книге поступлений. Шифр (учетные обозначения) может проставляться на самом предмете; если этот способ применить нельзя, то на бирочке, которая подвешивается к предмету, либо на монтировке, упаковке, конверте, коробке и т. п. При нанесении шифра и номера важно не нанести ущерба предмету, его внешнему виду, содержанию и сохранности.

Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу.

При шифровании изделий из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи (коленкор, полотно) и пришиваются с изнанки.

На керамических предметах (глина, фарфор, фаянс), а также на предметах из дерева и камня условные обозначения проставляются на поддоне масляной краской или черной тушью и покрываются лаком. Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическим карандашами: прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками и т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.

 Экспозиционно-выставочная работа

Важнейшая функция каждого музея – создание экспозиции, то есть показ памятников в определенной системе. Создание экспозиции – это творческий процесс, предполагающий знание специфики музейной работы.

Работа над экспозицией имеет определенную последовательность. Первым этапом является разработка концепции построения (или развития) музея. В научной концепции определяются цели и задачи экспозиции, выявляется специфическое место музея в музейной сети города, области, обосновываются тематическая структура и принцип построения экспозиции, а также отбор экспозиционных тем, которые выражают содержание экспозиции и отвечают поставленным целям и задачам.

Следующий этап научного проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры, где должны быть сформулированы все ее разделы, темы и подтемы в строгой последовательности. Параллельно с разработкой тематики необходимо отобрать и аннотировать группы различных источников – письменных, вещевых и изобразительных, которые могут быть использованы в экспозиции.

При этом обычно выясняется, что необходим дополнительный сбор недостающего материала. Поэтому в расширенной тематической структуре перечисляются группы музейных предметов и других экспозиционных материалов, которые предполагается представить в экспозиции.

К другим экспозиционным материалам можно отнести различные схемы, диорамы, макеты, копии недостающего материала и т. п.

Третьим этапом научного проектирования принято считать разработку тематико-экспозиционного плана (ТЭП). На этой стадии работы в соответствии с расширенной тематической структурой подбирается экспозиционный материал (приложение 4).

Для экспонирования могут отбираться музейные предметы или их копии. Главное условие отбора – наличие определенных сведений об экспонате: о материале, устройстве, месте производства и бытования, способе производства, назначении, стиле и времени изготовления, авторской принадлежности.

Кроме музейных предметов, в тематико-экспозиционный план включаются научно-вспомогательные материалы, способствующие более глубокому раскрытию темы. Это диаграммы, схемы, карты, таблицы, планы, созданные на основании тщательного изучения источников и литературы. Они должны дополнять подлинники, но не подменять их.

В ТЭП каждый экспозиционный комплекс (входящий в состав определенной темы, подтемы) получает завершенную предметную определенность, то есть для каждого комплекса определяются экспонаты, тексты, вспомогательные материалы.

При составлении ТЭП следует помнить о сути данного документа, в котором все компоненты тематической структуры – разделы, темы, подтемы и комплексы – должны быть раскрыты через конкретные экспозиционные материалы со всеми их основными научными характеристиками.

Одним из самых серьезных недостатков экспозиций общественных музеев, в том числе и школьных, является перегруженность их материалами, особенно второстепенными. Поэтому основная задача при создании экспозиции – выделить наиболее существенное, показав через подлинники основные темы, с учетом имеющихся экспозиционных площадей.

Материалы, детализирующие основные темы, можно дать скрытым планом (в альбомах, турникетах, выдвинутых щитах и т. д.).

Основные принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать “плоскостному” материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1 ,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы.

В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж.

Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы).

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов.

Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении.

В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате.

При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления.

Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Актив Маслянского школьного краеведческого музея ищет друзей среди других школьных музеев области. Просим ответить на вопросы викторины и прислать ответы, воспользовавшись обратной связью с пометкой "Для музея". Мы обязательно найдем возможность общения в удобной для Вас форме.

 

Викторина: «История освоения Тюменского края»

1.Начало истории края (древние племена, Сибирское ханство).

1.В бассейнах каких рек располагалось Сибирское ханство?

2.Столица сибирского ханства имела три названия. Назовите их.

3. Когда  Сибирское ханство прекратило свое существование?

4.Назовите два крупных племени, представители которых вели борьбу за власть над Сибирью?

5.Назовите высший орган власти в сибирском ханстве?

6.Тюменское ханство стало называться Великим при хане Ибаке. После какого события?

7.Шейбаниды или тайбугины проводили антирусскую политику?

8.Представителем какого рода был Кучум?

9.Как в сибирском ханстве называли сборщиков ясака?

10.Как называется первая грунтовая дорога к верховьям р. Туры?

2.Тюменская область с XVI-XVII вв (поход Ермака, основание городов).

1.Назовите  не менее трех основных мест сражений Ермака с Кучумом?

2.Сколько месяцев продолжался поход Ермака против Кучума?

3.Назовите дату взятия Кашлыка Ермаком?

4.На месте татарской столицы Чимге-Туре  начали строить острог. Как называется этот город?

5.Имя воеводы, присланного из Москвы на помощь Ермаку и умершего в столице Сибирского ханства. 6.На реке Таз в 1601 году воевода Кольцов-Масальский и письменный голова Пушкин. Основали острог. Как назывался этот город?

7.Как называлась река, на которую Ермак ошибочно свернул  во время первой попытки добраться до Сибирского ханства?

8.В каком году в Тобольске был поставлен памятник Покорителю Сибири Ермаку

9.Назовите город, основанный Данилой Чулковым.

3.Тюменская область с XVIII-XX вв (персоналии, развитие торговли, промышленности).

1.Назовите имя основателя Тюменского пароходства, мецената, владельца пивоваренных заводов.

2.Назовите имя владельца кожевенных заводов в Тюмени?

3.Назовите имя исследователя Севера Западной Сибири, автора трёхтомной монографии «Тобольский Север». Он награжден  малой золотой и большой серебряной  медалями Русского Географического Общества.

4.Назовите имя исследователя и краеведа, занимавшегося изучением археологии, палеонтологии, ботаники и зоологии Сибири. Им было основано тюменское реальное училище и музей.

4.Тюменская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

1.В Новосибирске установлен мемориал 19 гвардейскому Сибирскому стрелковому корпусу.  Боями за какой город прославился этот корпус.

2.Какая награда бала учреждена труженикам трудового фронта и сколько тружеников тыла было награждено этой наградой?

3.Назовите какие боевые машины были построены на деньги жителей Тюменского края?

4.Какую помощь оказали жители Тюмени Сталинграду?

5.Какая продукция выпускалась на заводе «Механик» а Тюмени?

6.Какую военную продукцию выпускало тюменское локомотивное депо?

7.Сколько предприятий было эвакуировано в Тюменскую область?

8.Какой лагерь для военнопленных размещался в Тюмени?

9.Сколько военнопленных захоронено в Тюмени?

10.Сколько детей их детских домов и интернатов было эвакуировано в Тюменскую область.

5.Развитие области в наши дни.

1.В проекте Урал Промышленный – Урал Полярный названы три отрасли промышленности, являющиеся основой освоения Уральских гор. Назовите их.

2.Какие полезные ископаемые добывают в Югре?

3.Какова роль Тюмени в реализации проекта Урал промышленный – Урал полярный?

4.Назовите первый туристический маршрут в тюменской области?

5.Назовите туристический маршрут, посвященный императору Николаю II.

Записей не найдено.